Добро пожаловать

Статьи

Пять чувств. Что может передать живопись? 02.08.2013

Музей Прадо, Мадрид. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин - двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший). Самое насыщенное полотно - «Зрение». Естественно, что для живописцев «видеть» - значит «жить». Они воспроизвели собственные работы. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько неопознаваемых живописных работ. На полках - древнеримские и древнегреческие бюсты философов, полководцев, фигурки - копии скульптур с римских гробниц работы Микельанджело Буонаротти (?). На столе, на полу - астрономические инструменты, морские раковины, монеты и медали, книги. Здесь же мартышки играют очками (пенсне) и зрительной трубой. Центральное место - Венера и Амур, как символ того, что всем в мире движет любовь. На левой стене - большой гобелен, перед ним - шкаф с кубками, модель вселенной. В проеме арки - городской пейзаж и фонтан во дворе дома, в котором располагается это собрание. Справа видно галерею с высоким расписным арочным потолком и с картинами по всей стене (над попугаем просматривается «Снятие с креста) и полноразмерными статуями (самая крупная, ближе к рамке с цветами - Венера, рядом с ней - Эрот с луком, самая высокая - Геракл с дубиной на пьедестале). В картине «Обоняние» центральное место отведено Флоре - богине цветов, одной из богинь плодородия в греческом пантеоне богов. Рядом с ней - путти, младенец. Слева, до самого верха картины - мальва, пониже - тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, вверху справа - сирень. На заднем плане две женщины снимают с растущих вдоль стены кустов цветы (белые розы?). Стол с посудой для ароматов, печка с ретортами для перегонки ароматов. Позади ствола мальвы - печь с горящими углями, на ней - перегонный аппарат. Чуть в глубине - еще одна печь с перегонным аппаратом. Справа поодаль на круглой печи стоит большая колба со сложной крышкой, на которой сбоку располагается реторта для сбора конденсата (тоже перегонный аппарат). Чуть поодаль справа - косули, из желез которых добывали ароматические вещества. Рядом с Флорой на полу - баночки, скляночки и зверюшки (может быть, их железы использовались для приготовления стойких духов?). Слева от нее - горящие угли в круглой жаровне, на углях стоит ваза с чем-то пахучим. А что бы значил на этой картине пес? Вероятно, его нарисовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам. На полотне «Слух» звуки, естественно, воспроизвести нельзя. Но на чем и как воспроизвести звуки: музыкальные инструменты, ансамбль на репетиции и сама покровительница музыки муза Эвтерпа играет на кифаре (?). В левом простенке - триптих «Благовещение», как иллюстрация того, что Мария услышала, что она родит Христа. На рабочем месте музыкантов (круглый стол с пюпитрами) стоит метроном, на трехногих табуретках - подушечки, слева, справа и на полу - смычковые инструменты (контрабас, виолончель, альт, скрипки), на полу - флейты. На жердочке сидят попугаи, скорее всего - говорящие. В картине «Осязание» ярким пятном - материнский поцелуй, как самое сильное ощущение осязания: Венера целует Амура в губы. Слева - гора рыцарских доспехов, на заднем плане - кузница этих же доспехов. На столе рядом с Венерой - инструменты (хирургические?), на полу - какие-то бумаги с печатями и гусиное перо. Почти у самого правого края картины, на столе лежит треххвостая плетка - инструмент воспитания. В картине «Вкус» за богато накрытым столом сидит соблазнитель Пан и предмет его вожделения - нимфа Сиринга. Он ей подливает вино в огромную чашу, она подносит ко рту что-то из закусок (видимо, взяла с блюда справа). У него на лице - коварство, у нее - сомнение. Но стол настолько красив, а этот урод так любезен. И никого нет рядом! Почему бы и не выпить? Может, обойдется? На столе - несколько пирогов: с уткой, с гусем, с павлином, с лебедем! Здесь же устрицы, зажаренная на вертеле курица, мелкие птички, рак. А перед столом что творится! Битая дичь: заяц, косуля, пернатые, горой лежит виноград, тут же тыква... Слева на заднем плане - кухня, под окном стоит кухонный шкафчик (нечто подобное в былые времена стояло у нас на кухне.) На открытом огне на вертелах жарят поросят, рыба навалом лежит у порога, ждет своей очереди... Не очень понятно, кто это будет есть, неужели эта прелестница? Как родились картины? Что заставило авторов потратить время и усилия? Возможно, желание познакомить детей с разнообразием мира (к тому моменту - картины датируются 1618 годом - у Яна Брейгеля дети уже были взрослыми, а у Рубенса старшему сыну было 3 года). В этих произведениях поражает их энциклопедичность. Для того, чтобы изобразить, надо было это видеть и надо было об этом знать. Кроме того, эти полотна - как фотографии того времени. Картины, музыкальные инструменты, убранство стола, мебель, кухонная утварь - чего только нет. Эти картины Ян Брейгель и его потомки повторяли в разных вариантах - видимо, была потребность. Идеи такого рода носились в воздухе. Разные художники в разные времена писали картины о природе (цикл Joachim Beuckelaer «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»). А когда книги стали доступнее, дешевле, появился учебник Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».

 

 

Борис Рохленко (ROBOR)

http://clinicashi.wordpress.com/  

http://shkolazhizni.ru/

 

Статус: Публичный

Добавить комментарий

Capcha введите цифры в поле ввода