Добро пожаловать

Статьи

Моя компания — мои правила! 13.10.2013

 

Первый рабочий день в новой компании всегда очень волнителен. В первую очередь из-за того что нельзя заранее узнать, с какими людьми вам предстоит работать, какие корпоративные традиции существуют в организации и какие ценности разделяют ее сотрудники. Портал Rabota.ru вместе с экспертами постарался разобраться в тонкостях общения между коллегами.

Теплый «ламповый» коллектив

В большинстве случаев под словами «хороший коллектив» мы понимаем именно комфортное общение с коллегами и начальством. Конечно, любому работнику хочется трудиться в дружеской атмосфере без лицемерных, наглых, хамоватых или чрезмерно болтливых сотрудников. Тем не менее очень часто возникает ситуация, когда коллектив в компании вроде бы и хороший, но новый сотрудник чувствует себя не в своей тарелке. В этом случае можно говорить о том, что новичка не устраивают не коллеги, а общепринятый корпоративный стиль общения.

Наиболее щадящий вид корпоративного общения обычно бывает в небольших организациях, где работает 10-20 человек. Очень часто маленькие компании создаются друзьями или родственниками, и стиль общения между учредителями или собственниками неминуемо распространяется на всех сотрудников. Более того, весь коллектив компании подбирается не только исходя из требований к профессионализму, но и из личностных качеств. Например, если основатель компании - человек с хорошим чувством юмора и любитель активного отдыха, то вполне вероятно, что большая часть подчиненных так же будет разделять его интересы. Как правило, сотрудник, попавший в такой коллектив, с первого дня чувствует себя комфортно, поскольку рекрутер еще на стадии собеседования определил его совместимость с уже работающим коллективом.

Однако и в этой ситуации могут возникнуть определенные проблемы. Наша читательница Мария поделилась своей историей.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Мария Клинских, менеджер по работе с клиентами:

«Недавно нашла новую работу в небольшой компании и в первый же день столкнулась с проблемой. На собеседовании мне, конечно, сказали, что коллектив веселый и дружный, но ведь не настолько же! Буквально за первый час на рабочем месте я услышала несколько шуточек, в том числе и сексистских, в свой адрес, а между собой коллеги не стеснялись изъясняться матом. Нет, я работаю не в ЖЭКе, и мои сослуживцы - образованные люди, замечательные специалисты. Но их стиль общения слишком уж свободный. Во второй половине рабочего дня я сама решила показать ''зубки'' и отпустила пару ''соленых'' шуток. Только почему-то вместо одобрительного смеха я увидела в глазах коллег лишь недоумение. Прошло уже несколько дней, но я чувствую, что в коллектив так и не влилась: молча терпеть шутки я не могу, а как правильно на них реагировать - не знаю. Что мне делать?».

Пример Марии раскрывает еще одну черту корпоративного общения в небольших компаниях: обилие в коллективе традиций, понятных только посвященному человеку. Жизнь маленькой организации полна байками, локальными мемами и просто словами, которые в данной компании имеют особое значение. Постороннему человеку порой бывает довольно сложно понять, что означают те или иные слова или действия.

Илья Шабшин, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке:

«Скорее всего, Мария увидела внешне очевидные черты принятого в коллективе стиля общения, но не уловила менее заметные особенности и нюансы. Ей не хватило времени или проницательности. Подражание раскрепощенной манере общения с коллегами вызвало у них недоумение, потому что Мария что-то делала не так, не замечая этого. Поскольку получить прямые разъяснения в этой ситуации маловероятно, нужно некоторое время никак не реагировать на грубоватые шутки и делать главное: наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать. Также следует изучать характер общения в коллективе: и мат, и сексистские шуточки присутствуют здесь и звучат не просто так. Что таким образом делают сотрудники: выражают восхищение или неприязнь; снимают стресс или мобилизуются? Всю эту конкретику необходимо четко для себя понять, а вот тогда уже получится успешно разговаривать с "аборигенами" на их языке».

Привет, регламент!

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Георгий Нестеров, системный администратор:

«Мой хороший знакомый работает в одном известном банке и уже давно зовет меня к себе. Зарплата, говорит, хорошая, коллектив нормальный, оборудование - лучшее на рынке. А я все сомневаюсь. На своем нынешнем месте работы я могу позволить себе развести бардак в кабинете, назвать своего помощника идиотом, если он того заслуживает, приходить на работу хоть в свитере, хоть в сандалиях, хоть с бородой, хоть без нее - мне никто слова не скажет. Потому что начальству по большому счету все равно, как я выгляжу и как общаюсь с коллегами. Главное - чтобы у меня все идеально работало. А в банке строгость, пафос, имена-отчества и дежурные улыбки без причины. Я понимаю, что человек может ко всему привыкнуть, но не уверен, что хочу менять привычный образ жизни и себя самого взамен увеличения зарплаты».

Конечно же, в крупных компаниях все намного строже и серьезнее, нежели в небольших организациях. Здесь к коллегам часто обращаются по имени-отчеству, в коридорах невозможно услышать ненормативную лексику, а фраза «ржали всем отделом» означает, что сотрудники, улыбаясь в монитор, отправляли друг другу смайлики в мессенджерах. И причина такого поведения не в том, что в больших компаниях работают одни лишь зануды: всему виной жесткие корпоративные правила. А по-другому нельзя: чем крупнее организация, тем значительнее ее клиенты и выше ответственность. Недопустимо, чтобы посторонние люди увидели, например, плачущую навзрыд секретаршу или курящую компанию из 10 человек, в которой травятся пошлые анекдоты. Любое подобное нарушение деловой этики - всегда удар по имиджу компании и, как следствие, потенциально упущенные миллионы прибыли.

В банковской сфере соблюдение правил корпоративного общения возведено в абсолют. Наверное, мало кто видел, чтобы два сотрудника банка ссорились между собой или, наоборот, громко смеялись. Единственная эмоция, которую может выказать работник - дружелюбие. Однако такой стиль общения выглядит чрезмерно жестким лишь внешне: если же посмотреть на банковскую сферу изнутри, то все оказывается не таким уж суровым и страшным.

Олеся Ованова, директор по развитию персонала Росбанка:

«Мнение Георгия о положении дел в банках - это, конечно же, стереотип. Безусловно, банковская деятельность четко регламентирована и требует соблюдения определенных правил и процедур. Но это не означает, что в ней работают какие-то специфические люди, которым не свойственны желания, интересы и чувства. Атмосфера и культура в каждом банке своя в зависимости от сложившихся ценностей.
Описание правил внутрикорпоративного общения обычно не ограничивается каким-то одним документом, а проходит красной нитью через многие рабочие документы, процедуры и процессы. Внутрикорпоративное общение поддерживается и регламентируется заданным стилем коммуникации с сотрудниками, личным примером руководства компании, а также может уточняться в специально разработанных обучающих программах.
Несмотря на то что в банковской сфере есть многочисленные регламенты поведения и коммуникации, "нарушение" правил корпоративного общения довольно сложно измерить, а еще сложнее формально зафиксировать. Здесь все определяется здравым смыслом и уровнем социального развития каждого индивида. Если же сотрудник в целом не приемлет общепринятые правила общения в данном коллективе, то ему самому довольно скоро это становится очевидным. При наличии мотивации быть частью организации работник чаще всего адаптирует свой стиль общения к принятому и понятному в данном сообществе».

Смешение культур

С дресс-кодом и правилами этикета в крупных компаниях все понятно: они призваны убедить клиента в порядочности организации, ее строгости и ответственности, и любое неосторожное слово или жест могут нанести ущерб ее авторитету. Но порой стиль корпоративного общения имеет в своей основе не здоровые традиции или обязательные для выполнения правила, а банальнейший конформизм, который ничем нельзя объяснить.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Александр Янковский, журналист:

«Я устроился на работу на небольшой телевизионный канал. Компания очень плотно сотрудничает с государственными органами, поэтому все сотрудники ходят на работу, как на школьную линейку: белый верх, черный низ, девочки напомажены, мальчики гладко выбриты. Но это еще полбеды. Самое ужасное, что все сотрудники (еще раз напомню - журналисты) обращаются друг к другу исключительно по имени-отчеству. Представьте себе разговор между 25-летним оператором и 26-летним корреспондентом: ''Василий Николаевич, мне кажется, мой последний лайф вышел не очень удачным''. ''Ну, что Вы, Валерий Петрович! По-моему, кадры с плачущей женщиной вышли очень выразительными!''. Смех да и только. Но, что характерно, этих ребят никто не заставляет общаться именно так: не было никакой директивы или указа. Причем я вижу, что для молодежи не очень-то удобно общаться, как на встрече профессоров РАН. Думаю, что надо бы прекращать эту традицию в редакции и спасать молодых сотрудников. Для начала буду ко всем обращаться на ''Вы'', но только по имени, а когда все привыкнут, можно будет и на ''ты'' перейти».

Однако специалисты уверены, что даже при отсутствии строгих корпоративных установок следует очень осторожно относиться к принятым в компании нормам общения.

Илья Шабшин:

«Стиль общения является частью корпоративной культуры и складывается обычно либо под прямым влиянием первого лица организации, его предпочтений, вкусов, убеждений и т. д., либо как воспроизведение норм, принятых в той структуре (холдинге), в которую данная компания входит. В обоих случаях сотрудник, который начал работать недавно и на не особо высокой должности, почти не имеет шансов изменить существующие порядки. Если Александру кажется (по психологическому механизму проекции), что принятый в компании стиль общения вызывает дискомфорт у многих сотрудников, а на самом деле чувствует себя не в своей тарелке только он один, то намеченная им тактика закончится для него плачевно. Если же среди коллег многим действительно неприятно общаться таким образом, то с большой вероятностью можно договориться именно с ними о менее формальном характере общения».

Каким бы ни был стиль общения в компании, новому сотруднику следует ориентироваться в первую очередь именно на него. Только проведя в организации достаточное количество времени, изучив ее традиции и привычки, можно задумываться о том, чтобы что-то изменить. В противном случае существует большая вероятность, что вместе со своим уставом вы отправитесь искать работу в другом монастыре.

 

Алексей Киндялов
Rabota.ru

 

 

Статус: Публичный
Ключевые слова: бизнес карьера Работа

Добавить комментарий

Capcha введите цифры в поле ввода